П. И. Чайковский: «...чтобы музыка моя распространилась...»

П. И. Чайковский: «...чтобы музыка моя распространилась...»

«Из века в век, из поколения в поколение переходит наша любовь к Чайковскому, к его прекрасной музыке, и в этом ее бессмертие» Д.Шостакович.

На одном из первых мест среди композиторов, чьи произведения, по статистике, звучат наиболее часто во всем мире, стоит имя Петра Ильича Чайковского. Он создал такой музыкальный язык, который связан с жизнью и бытом современной ему эпохе. Его музыка завоевала мировое признание.

Чайковский как композитор-симфонист, патриот и гражданин поднял русское музыкальное искусство на недосягаемую высоту. Его музыка доходчива и доступна, она трогает наши сердца, бередит наши души, беспокоит наши чувства и мысли.

Свою задачу как композитора он видел в служении музыке и людям: «Я желал бы всеми силами души, чтобы музыка моя распространилась, чтобы увеличивалось число людей, любящих ее, находящих в ней утешение и подпору».

Основная тема творчества Чайковского — конфликтное столкновение сильного и страстного порыва человека к счастью с жестокой действительностью. Чайковский раскрывал глубокий внутренний мир человека, его музыка проникнута глубоким лиризмом и тонким психологизмом. Он создал высочайшие образцы опер, балетов, симфоний, камерных произведений.

Всемирную славу Чайковскому принесли балеты - «Лебединое озеро», «Щелкунчик», «Спящая красавица», оперы – «Евгений Онегин», «»Пиковая дама», «Орлеанская дева» и другие.

Творчество композитора получило высокую оценку: в 1892 году Чайковский был избран членом-корреспондентом Академии изящных искусств во Франции; в 1893 году удостоен звания Почетного доктора Кембриджского университета.

Чтобы избавиться от сплетен о своей нетрадиционной ориентации, в 1877 году Чайковский решил жениться на студентке консерватории Антонине Милюковой. Не испытывая к жене никаких чувств, спустя несколько недель, он навсегда уехал от нее. С тех пор супруги жили раздельно, но они так и не смогли развестись в силу различных обстоятельств.

В 1878 году он покидает консерваторию и уезжает за границу. В это время Чайковский близко общается с Надеждой фон Мекк, богатой женщиной и поклонницей его таланта. Она поддерживает его материально и морально. Композитор много путешествует, пишет много музыкальных произведений: вальсы, симфонии, увертюры, сюиты. Чайковский не только писал музыку, но и сам дирижировал на концертах.

16 октября 1893 года состоялось последнее выступление великого композитора, он дирижировал своей Шестой симфонией. (25 октября) 6 ноября 1893 года Петр Ильич Чайковский скончался от холеры в Санкт-Петербурге. Его похоронили в Александро-Невской лавре в Некрополе мастеров искусств. Величайший русский композитор, дирижер, педагог оставил после себя 10 опер, 76 опусов, три балета, 7 симфоний, 4 сюиты.

Именем великого композитора названы улицы, консерватории в Москве и Киеве, а также ряд музыкальных учреждений по всей стране. Ему установлены памятники, названы театр и концертный зал, симфонический оркестр и международный музыкальный конкурс.

Чайковский во всем и везде слышал музыку. Он обожал русскую природу. Она вызывала у него необъяснимое волнение. Он любил прислушиваться к перезвону лесных жаворонков, вглядываться во все новые пласты света, падавшие на знакомые леса. Он умел любоваться золотистыми оттенками сосен в косых лучах солнца, голубоватым отблеском воды. Все это поражало его воображение и вызывало непреодолимое желание садиться за рояль и писать музыку. Вот как об этом пишет К.Паустовский в своем рассказе «Скрипучие половицы».

«Чайковскому нравился этот деревянный дом, рассохшийся от старости. Единственное, что раздражало композитора,- это скрипучие половицы. Чтобы пройти от двери к роялю, надо было переступить через пять шатких половиц. Если удавалось пройти так, чтобы ни одна из них не скрипнула, Чайковский садился за рояль и усмехался. Неприятное осталось позади, а сейчас начнется удивительное и веселое: рассохшийся дом запоет от первых же звуков рояля. На любую клавишу отзовутся тончайшим резонансом сухие стропила, двери и старушка люстра, потерявшая половину своих хрусталей, похожих на дубовые листья. Самая простая музыкальная тема разыгрывалась этим домом как симфония.

«Прекрасная оркестровка!»- думал Чайковский, восхищаясь певучестью дерева. С некоторых пор Чайковскому начало казаться, что дом с утра уже ждет, когда композитор сядет за рояль. Дом скучал без звуков.

Иногда ночью, просыпаясь, Чайковский слышал, как, потрескивая, пропоет то одна, то другая половица, как бы вспомнив его дневную музыку и выхватив из нее любимую ноту. Еще это напоминало оркестр перед увертюрой, когда оркестранты настраивают инструменты. То тут, то там – то на чердаке, то в маленьком зале, то в застекленной прихожей – кто-то трогал струну. Чайковский сквозь сон улавливал мелодию, но, проснувшись утром, забывал ее. Он напрягал память и вздыхал: как жаль, что ночное треньканье деревянного дома нельзя сейчас проиграть!

Он никогда не ждал вдохновения. Он работал, работал, как поденщик, как вол, и вдохновение рождалось в работе. Больше всего ему помогали леса, лесной дом, где он гостил этим летом, просеки, заросли, заброшенные дороги – в их колеях, налитых дождем, отражался в сумерках серп месяца,- этот удивительный воздух и всегда немного печальные русские закаты. Он не променяет эти туманные зори ни на какие великолепные позлащенные закаты Италии. Он без остатка отдал свое сердце России – ее лесам и деревушкам, тропинкам и песням…»


Реклама


Смотрите также:
Простое правило: Подобное притягивает подобное
Самый короткий авиарейс в мире


Нажмите "Нравится",

чтобы читать нашу страницу о животных


Спасибо, я уже с вами