«…главной его заслугой перед искусством было то, что он высветлил палитру, озарил сияющим, ослепительным светом то, что до него терялось в черных и тусклых полутонах» /из воспоминаний А.Пруста/.
Эдуард Мане родился 23 января 1832 года в Париже. Его отец руководил департаментом в Министерстве юстиции, мать была дочерью дипломата. Позднее в семье родилось еще двое мальчиков. В учебных заведениях, в которых обучался Мане с восьми лет, он не являлся самым прилежным учеником, т.к. ему нравилось больше рисовать. Но отец противится желанию юноши стать художником, и поэтому Эдуард сдает экзамены в Мореходную школу, но безуспешно. В декабре 1848 года он отправляется на паруснике в Рио-де-Жанейро, обучаясь профессии лоцмана, и в ходе плавания делает шаржи и карикатуры на членов команды, офицеров, своих товарищей. Вторая попытка поступить в Мореходную школу также заканчивается провалом, и семья дает согласие на то, чтобы он стал художником.
Мальчик с вишнями
В 1863 году Мане женится на Сюзанне Ленхоф, голландской пианистке, приходившей к ним в дом в качестве учительницы музыки.
Пользуясь поддержкой родителей, Мане неоднократно выезжает за границу. Он посетил Голландию, Германию, Италию, Прагу и Вену.
В 1850-1856 годах Эдуард учился в мастерской известного тогда салонного живописца Т.Кутюра. Но отношения между учителем и учеником не складывались и даже впоследствии стали откровенно враждебными. Мане уничтожил все картины, которые создал за это время, но, как заметил Сезанн, Мане многим обязан Кутюру.
Любитель абсента
В то же время Мане самостоятельно изучал и копировал в Лувре произведения Джорджоне, Тициана, Веласкеса, Гойи, Делакруа. Позже, как и некоторые его современники, он создавал собственные композиции по мотивам их картин.
Уйдя от Кутюра, Мане вместе с художником Альбертом де Баллеруа снял мастерскую. С весны 1856 года до Салона 1859 года Эдуард написал картины: «Мальчик с вишнями», «Мальчик в красной куртке», «Мальчик с ягненком», «Женщина с собаками», «Женщина с кружкой». На Салон 1859 года молодой художник послал картину «Любитель абсента», но жюри Салона ее отвергло. Сам же Мане считал эту картину своеобразным прощанием с романтизмом.
Вскоре Мане знакомится с Викториной Меран. Он очарован ее живостью, светлой кожей, теплым цветом волос и под впечатлением своего очарования в 1862 году пишет картину «Мадемуазель Виктория в костюме тореадора», где она ему впервые сама позирует. Вскоре ее можно будет увидеть в знаменитых картинах художника: «Завтрак на траве» и «Олимпия».
Завтрак на траве
Олимпия
Новаторские приемы искусства Мане, которые вызывали ожесточенное сопротивление публики, в то же время притягивали к нему молодых художников, ищущих новые выразительные средства в живописи. Вокруг Мане начали группироваться Дега, Писсарро, Клод Моне, Ренуар и Сислей. Им импонировало не только новаторство Мане, но и его образованность, глубокие познания в истории живописи, владение всеми приемами живописной и графической техники.
В 1865 году Мане побывал в Испании. Он считал, что самое большое счастье «увидеть Веласкеса… живописца из живописцев».
Портрет Золя
В 1867 году Мане показывает свои произведения в отдельном павильоне. К этой выставке художник написал картину «Расстрел императора Максимилиана в Кверетаро», посвященную гибели французского претендента на мексиканский престол. В своих произведениях он хочет быть «самим собой», «правдиво передавать свои впечатления».
Завтрак в мастерской
В конце 1860-х годов Мане создает такие известные картины, как «Балкон», «Завтрак в мастерской», «Портрет Золя». Портреты близких, написанные Мане в этот период, служат неоспоримым доказательством его тончайшего психологизма.
Балкон
В 1870-1871 годах художник участвует в обороне Парижа, осажденного прусскими войсками. Он делает зарисовки расправы версальцев над коммунарами. Все виденное вызывает у него глубокую депрессию. Истощенные нервы Мане сдали. Доктор советует ему скорее покинуть Париж и обрести покой. Художник прислушивается к его мнению и вместе с семьей едет в Булонь. Позднее он напишет «Расстрел коммунаров», где подчеркнет сочувственное отношение к ним.
Аржантей
В лодке
В 1874 году Мане отказывается участвовать в первой групповой выставке импрессионистов. Он едет в Аржантей, где работает с Моне и Ренуаром. Его увлекают возможности пленэрной живописи, мазок в его картинах становится более дробным, способным чутко улавливать и передавать нюансы изменчивой жизни природы. Появляются картины «Аржантей», «Партия в крокет», «В лодке». Не считая себя импрессионистом и отказываясь участвовать в выставках этого объединения, Мане тем не менее дал толчок импрессионизму, став его вдохновителем.
В оранжерее
В поздних произведениях Мане – «В оранжерее», «У папаши Латюиля», «Блондинка с обнаженной грудью» - модели интересуют художника как в психологическом, так и в социальном аспекте.
Блондинка с обнаженной грудью
У папаши Лютиля
В Салоне 1881 года Мане выставляет «Портрет Пертюизе» и «Побег Рошфора», за которые художник получает медаль второй степени. В том же году Мане награждают орденом Почетного легиона. К тому времени художник тяжело болен ревматизмом. Лето 1882 года Мане проводит в Рюэйе, где пишет пейзажи и натюрморты с цветами и плодами. Болезнь его резко обостряется. 30 апреля 1883 года Мане скончался.
Побег Рошфора
Реклама
Смотрите также:
Уйти, чтобы остаться...
Любящий человек тоже может уйти