Воспитание подростка: не подавляйте взрослость

Воспитание подростка: не подавляйте взрослость

Когда взрослые подавляют чувства и интересы ребенка-подростка, это негативно сказывается на его эмоциональном фоне и взаимоотношениях с родителями либо учителями. Подростковая самоидентификация напрямую связана с личностной осознанностью. Но большинство взрослых пытаются манипулировать ребенком-подростком, считая, что направляют его на верный путь, но при этом, не понимая, что на самом деле ему необходимо.

Взрослые не только не интересуются мнением подростка, но и игнорируют его. Они не оставляют право выбора – указывают, что и как делать. Но самое печальное – взрослые не обращают внимания на физическое и эмоциональное состояние подростка, а это очень важно учитывать при воспитании.

Основы воспитания

Подросток сталкивается с массой сложных ситуаций, негативно влияющих на его эмоциональное состояние. Взрослым стоит чаще вспоминать себя в таком возрасте и учиться распознавать завуалированные сигналы о помощи. Когда взрослые поймут, как нужно относиться к подростку, они станут менее требовательными, напряжения станет меньше, а радости больше.

Нужно мотивировать ребенка к учебе, спорту и чему-либо другому, без мотивации пропадет интерес к познанию. Без интереса не будет стимула. Если не будет подключено воображение, то и не будет запоминания процесса. Когда ребенку будет предоставлена возможность реализовывать свои интересы, он будет воплощать задуманное осознанно и всесторонне развиваться. В противном случае неизбежны психологические травмы, последствия которых совершенно непредсказуемы. Такие травмы могут негативно повлиять на всю дальнейшую жизнь ребенка, отразиться на его личной жизни, профессиональной сфере и роли в обществе.

Такое случается довольно часто и поэтому неудивительно, что некоторые взрослые винят во всех своих неудачах родителей или учителей. Они поясняют, что другие люди мешали им идти собственным путем, препятствовали получению желаемого образования, вмешивались в выбор партнеров и даже контролировали процесс воспитания их детей. Страшно подумать, сколько людей живет с психологическими травмами, нанесенными родителями либо учителями.

Люди без личных интересов и сформированного мировоззрения не имеют внутреннего стержня, они часто попадают под влияние неформальных сообществ и нередко начинают заниматься преступной деятельностью. Такое поведение – жест сопротивления обществу, а точнее воспитательному процессу. Эти люди еще в детстве искалечены взрослыми, которые собственные амбиции ставили выше интересов детей.

Не принятие возраста

Еще одним неприятным последствием подавления подростковой личности является задержка на конкретном возрастном этапе. Это особенно пагубно сказывается на формировании норм поведения, характера, силы воли, коммуникативных навыков и взаимоотношений с окружающими людьми. Как следствие, у человека могут сформироваться различные комплексы, страхи, фобии, а жизнь превращается в настоящую пытку. Самый распространенный из комплексов – это внутренняя самоликвидация, когда человек думает о следующем:

  • я плохой, меня никто не любит;
  • для окружающих я никто, значит, нет смысла ничего менять;
  • если я не выполню задачу на отлично, меня накажут;
  • все относятся ко мне пренебрежительно;
  • я не хочу ничего обсуждать, мне обидно;
  • я неудачник, все, что я делаю – бесполезно;
  • я не оправдал их надежды, мне жаль;
  • я не хочу ничего исправлять, мне нет прощения.

А в отношениях с окружающими часто просматривается такой комплекс, как агрессия, проявляющийся в:

  • эгоизме, эгоцентризме, нарциссизме;
  • неумении искренне любить, признавать свои ошибки, извиняться и прощать других;
  • завышенных требованиях к другим людям;
  • нежелании развиваться и расти, принимать другую точку зрения.

 

Безответственность

Если человек неудовлетворен собой, он не сможет быть счастливым и правильно анализировать все происходящие события. Это прямой путь к одиночеству. Нужно анализировать происходящее, чтобы понимать собственное поведение и отношение к тем или иным событиям, чтобы обдумывать результаты своих слов и действий. А если человек привык, что все за него анализируют другие, снимая тем самым с него любую ответственность, то он не сможет сделать никаких выводов.

Инфантилизм

Инфантилизм – еще одно последствие подавления подростковых проявлений, которое не просто сохраняется во взрослом возрасте, но и негативно влияет на все сферы жизни. Все заканчивается тем, что человек становится неспособным сам принимать решения, преодолевать трудности, проявлять инициативу и нести ответственность за собственные действия. У него не получается ничего изменить из-за отсутствия должного опыта, ему не давали права на ошибку, любые проблемы решали за него. Такой человек теряется при любой сложной задаче, он не может защитить ни себя, ни окружающих. Он избегает любой формы дискомфорта (моральной, физической). Родительская гиперопека не позволяет познать все многообразие жизни, и это очень печально.

Постоянное эмоциональное напряжение и неадекватное отношение к эмоциям других людей – это основные последствия неправильного воспитания ребенка в подростковом возрасте. К подавлению подростковых проявлений приводят следующие факторы:

  • неуважение чувств ребенка, особенно в сложных для него ситуациях;
  • подавление как негативных, так и позитивных эмоций (когда взрослые осуждают излишнее выражение эмоций);
  • игнорирование специфических реакций ребенка и его желания побыть в одиночестве (или напротив, потребности высказаться).

В будущем у такого человека сформируются эмоциональные и коммуникативные комплексы, которые помешают ему взаимодействовать с другими людьми.

Как исправить ситуацию

Когда взрослый человек понимает, что нужно начинать работу над собой, то в первую очередь ему нужно выполнить три действия:

  • откровенно признать наличие проблемы;
  • захотеть изменить ситуацию не только ради себя, но и окружающих;
  • начать самостоятельно либо с помощью специалиста решать проблему, повышая свой уровень психологической грамотности.

Безусловно ситуация может измениться, если человек растет и развивается на протяжении жизни и когда-то наступит момент, когда ему придется анализировать свое внутреннее состояние и внешние обстоятельства. Если ему удастся найти причинно-следственную связь, то многое удастся изменить.

Среди тех, кто подвергся родительскому давлению, есть личности, которые благополучно выжили в этом противостоянии. Они отказались от всех материальных благ и морального комфорта для того, чтобы самореализоваться. Они живут в свое удовольствие и стали теми, кем хотели.

Подросткам очень важно общаться со сверстниками. Именно это позволяет детям освоить нормы морали и поведения, научиться строить отношения и уважать друг друга. Живого общения со сверстниками не заменят никакие разговоры с родителями и чтение умной литературы. Только благодаря личному опыту удается получить результаты. Поэтому запрещать ребенку общаться со сверстниками нельзя. Родителям, которые предоставляют ребенку свободу и не лезут в его личное пространство, не придется переживать, если:

  • им удалось сохранить контакт с ребенком (он им доверяет);
  • они знают друзей ребенка и их родителей;
  • разрешают друзьям ребенка приходить к ним домой и иногда вместе проводить время;
  • они внимательны к друзьям ребенка и всегда готовы помочь им;
  • они разговаривают с ребенком о содержании его бесед с друзьями, частично знают личные и семейные дела друзей.

При соблюдении всех условий удастся добиться положительного результата. Во-первых, друзьям ребенка нечего будет скрывать и незачем втягивать подростка в какие-то неприятные ситуации (к тому же, вероятнее они первые забьют тревогу, если что-то случится с другом). Во-вторых, родители не станут врагами для друзей ребенка и отношения будут открытыми.

Главные задачи родителей – понимать, принимать, формировать взаимное уважение и доверие, предоставлять свободу и при этом сохранять контроль, повышать педагогическую и психологическую грамотность своих детей и тогда у всех будет все в порядке! 


Реклама


Смотрите также:
8 способов влюбиться в него заново
Мы же не дети, чтобы притворяться



Нажмите "Нравится",

чтобы читать нашу страницу о животных


Спасибо, я уже с вами