«Искусство – это ложь, которая помогает нам понять правду» /П.Пикассо/.
Пабло Руис-и-Пикассо родился 25 октября 1881 года в испанской Малаге в семье художника дона Хосе Руиса. Со временем художник взял фамилию матери Марии Пикассо-и-Лопес. Отец был скромным преподавателем рисования. Рисовать мальчик начал очень рано. Первая картина юного художника называлась «Пикадор». В 10 лет Пабло вместе с родными переезжает в Ла-Корунью и поступает в местную Художественную школу. В 1895 году семья переезжает в Барселону. Здесь Пабло продолжает учебу в барселонской Художественной школе. Он потрясает профессуру, выполнив за один сеанс этюд натурщика, на исполнение которого был дан месяц.
Пикадор
В 1897 году Пабло поступает в Королевскую академию Сан Фернандо в Мадриде. Но зимой против воли отца Пабло бросает учебу в Академии и возвращается в Барселону, чтобы поправиться после болезни. В это время он занимается с каталонским художником Палларесом.
Женщина в голубом
Историки искусства обычно разделяют творчество Пикассо на периоды: «голубой», «розовый», «негритянский», «кубистический», «классический» и т.д. Но это деление достаточно условно. Пикассо всегда искал формы, которые могли бы передать его мысли и чувства.
Любительница абсента
Начало «голубого» периода принято относить к 1901-1904 годам: «Женщина в голубом», «Дама в голубом». В это время Пикассо живет то в Париже, то в Барселоне. Для картин этого периода характерны образы нищеты, меланхолии и печали. Фигуры кажутся застывшими, скованными: «Любительница абсента», «Свидание», «Жизнь», «Встреча», «Бедняки на морском берегу», «Старый нищий старик с мальчиком».
Старый нищий старик с мальчиком
Свидание
Произведение переходного периода – от «голубого» к «розовому» - знаменитая «Девочка на шаре». Колорит картины построен на простых розовых и голубых тонах, данных в соотношениях столь сложных и почти неуловимых, как тончайшие нюансы человеческих чувств.
Девочка на шаре
В так называемом «розовом» периоде Пикассо (1905-1906) в фигурах исчезает скованность, тона делаются прозрачнее и воздушнее. Его излюбленными темами в этот период были акробаты, гимнасты и арлекины: «Семейство акробатов с обезьяной», «Акробат и молодой арлекин», а также изображения женщин за туалетом – «Туалет», «Прическа», «Гарем».
Семейство акробатов с обезьяной
Туалет
В 1907 году Пикассо познакомился с Матиссом. В ту пору он углубленно осваивал Сезанна, предвосхищающий кубизм – «Портрет Гертруды Стайн», «Авиньонские девицы». Эти произведения порывали с традиционным способом изображения человеческой фигуры и пространства.
Портрет Гертруды Стайн
В 1908-1909 годах Пикассо совместно с Ж.Браком, влияя друг на друга, разрабатывают новый стиль – кубизм. Он говорил, что кубизм – особый род переходного искусства, эксперимент, и результаты его скажутся только в дальнейшем: «Кубизм – не зеркало и не зародыш, а искусство, для которого прежде всего важна форма, а форма, будучи однажды создана, не может исчезнуть и живет самостоятельной жизнью». Идея художника, отойдя от привычных форм донести внутренний смысл предмета: «Скрипка», «Абсент и карты», «Натюрморт с плетеным стулом». Закладывая фундамент кубизма, Пикассо находился под обаянием негритянской скульптуры. Так появился «Танец с покрывалами».
Танец с покрывалами
Скрипка
Натюрморт с плетеным стулом
Одно из самых значительных произведений кубизма – «Три женщины». Фигуры с закинутыми за голову руками и спящими лицами живут не по законам, которым подчиняемся мы в нашей повседневности, а по велениям автономного мира, созданного воображением художника.
Три женщины
Начиная с 1914 года происходит постепенный отход Пикассо от кубизма. В 1917 году художник работал над костюмами и декорациями балета «Парад», поставленного труппой Дягилева. В 1918 году Пикассо женится на русской балерине Ольге Хохловой. Рождение сына Поля возвращает художника к ясным и понятным формам. Картины этого периода отличает изящество линий и настроение сказочной идиллии: «Три женщины у источника», «Мать и дитя», серия «Мастерская скульптора». Пикассо женился еще трижды и от этих браков у художника родились две дочери Майя и Франсуаза и сын Клод. Стоит отметить, что последний раз Пикассо сочетался законным браком в возрасте 80 лет.
Три женщины у источника
Мать и дитя
С середины 20-х годов образы Пикассо – сплав презрения, сострадания, предостережения. Они предвосхищают « искусство жестокости», «искусство абсурда», сложившиеся как течения после Второй мировой войны. Его реакция на окружающую действительность прорывается в мрачных, гротесковых полотнах «Плачущая женщина», «Мечты и ложь генерала Франко», «Кот и птица». Кульминацией его гнева, вершиной гуманизма стала «Герника» - негодующий протест против косной замкнутости, безразличия, равнодушия – против всего того, что сделало фашизм возможным. 26 апреля 1937 года немецкая и итальянская авиация до основания разрушили небольшой городок басков Герника. За два месяца Пикассо создает свою знаменитую картину.
Герника
Кот и птица
Плачущая женщина
С 1940 по 1944 год Пикассо прожил в Париже. Это был период оккупации Франции. И, когда Париж освободили, в Салоне устроили выставку, в экспозиции которой особое место было уделено работам художника. В 1944 году он становится членом Французской компартии. Тема войны и мира останется с Пикассо надолго. Его кисти принадлежат картины «Война» и «Мир», написанные для Храма мира в Валлорисе.
Начиная с 1940-х годов искусство Пикассо обретает более устойчивые формы. Он стремится к большему единству стиля, интересуется керамикой. В 1956-1957 годах Пикассо исполняет панно для здания ЮНЕСКО в Париже, создает ряд произведений для музея в Антибе, который вскоре получает название «Музей Пикассо».
В 1958 году Пикассо приобретает замок Вовенарг близ Экса. После женитьбы в 1961 году на Жаклин Рок художник поселяется с ней в Нотр-Дам-де Ви в Мужене. В картинах этого периода «Деревня Вовенарг», «Дома перед Эстерель» Пикассо уже не подчеркивает объемные формы. Большее внимание уделяется растительности. Сочетание зеленых, серых, сиреневых тонов изысканно. Художник, отметивший свое девяностолетие, продолжает меняться, эволюционировать.
До последних лет он продолжает интенсивно работать. В 1968 году за семь месяцев им исполнено 347 гравюр! Умер Пикассо 8 апреля 1973 года.
Комментировать